новоститеориигорода и весипоговорим?!ссылки 

Смоленск

 

 

67-й регион. Старинный русский город с бурной биографией. Вынес всю долгую и неприятную историю русско-литовских (в смысле Великого княжества Литовского, а затем Ржечи Посполитой) отношений. Пережил Наполеона – все леса вдоль Смоленского тракта были описаны в своё время ошеломлёнными солдатами доблестной французской армии. За каждым деревом пряталась Василиса Кожина. Не доезжая Смоленска даже местечко есть такое – Василисино.

Вообще, трасса тяжёлая: кровью она полита щедро. Каждый километр – танк, самолёт, бронзовый или гипсовый солдат с гранатой. Война. 1941-1945. Есть трассы, пульс которых – пространство. Пульс М1 (Е30) – время. Оно колотится в ушах уханьем артиллерии. И это при том, что Смоленка – самая широкая, прямая, ухоженная и густозаселённая красивыми фурами трасса из тех, что я видела.

Наше время попыталось украсить эту дорогу нарядной и легкомысленной часовенкой у условного истока Москвы-реки. Тщетно. Часовня, призванная отсылать к истории и истокам (во всех смыслах), погружать в историю, в ритм этой дороги не попадает. Фальшивит несколько. Разумеется, это моя личная точка зрения. Авторские права на неё мои. Копирайт.

Смоленск – город-посамолёт Рыбинску. Недалеко от объездной стоит прямо на земле, а не на бетонном высоком основании самолёт. Только рыбинский гордо задрал нос в небо, а смоленский пригорюнился.

В жигулёнке с хмурым водилой, который остановился-таки на объездной (долго стопила, кстати, поминая недобрым словом все объездные, начиная с ростовской) тепло, и выскакивать на явной окраине не хочется. Поэтому едем дальше. Улочки, улочки, о – трамвайные линии, поприветствуем! Раз! Универмаг "Заднепровский" (в витрине выложены ярко-красные зонты с нарисованным на них бэтманом), а перед ним – большая площадь с маршрутками и автобусами. Тут уж я вышла и двинула дальше – к Днепру.

Чуден киевский Днепр при тихой погоде… Смоленский Днепр скучен, сер, бур, грязен, извилист и неказист.

Мост через реку тоже неказист, зато виды с него открываются изумительные: встань посреди моста и верти головой: взгляд на Заднепровскую сторону с миниатюрной кирпичной церковью поразительной красоты, взгляд на холмистую центральную часть города: крепость, зелёный собор, купола, купола, купола… Чудо, как хорошо!

Автор крепости – Фёдор Савельевич Конь. Крепость охватывает довольно большое пространство, длина её стен, если восстановить утраченные фрагменты – шесть с половиной километров. На сегодня сохранилось лишь три километра и восемнадцать башен (из тридцати восьми). Стена кирпичная, уложена тщательно, впрочем, поговаривают, что аккуратность эта – происки реставраторов, практически переложивших стены заново. Злые языки утверждают, что во всей стене ныне ни одного кирпичика семнадцатого века не сыщешь. Сплошь двадцатый. Стены достаточно широкие и побродить по ним было бы весьма интересно, но поздней осенью день короток, и по свету залезть на стену я не успела, стремясь рассмотреть прочие виды города, а с маломощным ручным карманным фонариком лезть на стену было не с ноги. Вот теперь я – счастливый обладатель настоящего налобного фонарика, и смогу забираться практически куда угодно.

Внутри кольца стен – большинство культурно важных объектов города. Первый из них, мимо которого никто не пройдёт при всём желании, – Успенский кафедральный собор. Тот самый, зелёный, которым мы давеча любовались с моста. Закладывался он ещё Владимиром Мономахом, причём не как кафедральный (нос у Смоленска не дорос тогда до такого храма), а как епископский (конспект жанровой теории средневековой русской архитектуры по Г.К. Вагнеру выложу позднее). В 1150 году собор был освящён. Однако сегодня лесенка примерно в полсотни ступенек ведёт нас не к белокаменному храму XII века, а к типичному барочному творению. Виноваты в этом поляки и Смутное время: 3 июня 1611 года горожане собрались в храме и взорвали его (вместе с собой?), не желая попасть в плен вошедшему в город войску польского короля Сигизмунда III. Во всяком случае, так рассказывают. Новый храм на том же месте возвели лишь к началу XIX века, начав в XVIII столетии. Строили почти сто лет. Получился массивный четырёхгранник с массивными круглыми окнами на фасаде, пятикупольный. Сразу в голову приходит мысль о барокко, но дело в том, что собственно барочных украшений на соборе я не припомню почему-то. Внутри храм светится золотым светом, искусствоведы говорят о трёх видах иконостаса: классическом пятичастном, барочном и украинском. Но я в этом не сильна, увы. Пересказывать их теории вслепую не стану, нечестно. Да и собственно искусствоведческие размышления меня внутри церкви обычно покидают.

Чудный вид на город открывается с площадки за церковью: к реке сбегают по холму церковки и избушки, у самой стены золотятся купола семинарии. Во дворе есть лавочка, где торгуют хлебом и калачами, белыми, пышными, но пресного вкуса. Далее следуют бывшие архиерейские постройки, ныне заселённые обычными смертными, отсюда – грязные дворики, сомнительные похмельные личности с ехидно-недобрым взглядом, грязь, остовы жигулей, герани в окошках, замусоренные песочницы.

Церкви в центре города следуют одна за другой. Запомнилась одна (в честь кого – запамятовала), на улице Советской, там, где она как раз начинает взбираться вверх по холму от Успенского собора. Кремовая, с колокольней и галереей. Теперь в ней какой-то музей – то ли музей природы Смоленщины, то ли что-то ещё в этом роде. Вообще, сразу оговорюсь: в музеи я не попала. Спать надо меньше по утрам.

Так же, к стыду своему, не нашла я памятника Твардовскому и Василию Тёркину: поскольку при карте есть иллюстрированный перечень главных достопримечательностей, адреса их не указаны. Уже дома я выяснила, что мимо памятника я должна была проходить, правда, уже впотьмах.

Кстати, для тех, кто будет искать в Смоленске вписку или общение с неформалоподобными людьми: вечерами они собираются на холме близ крепостной стены. Гитарками бренчат. Я за ними понаблюдала: юные очень, впрочем, какими же им ещё быть, на холме-то?

Смоленск – изящный город при свете дня. Ночью в нём жутковато. Кривые улочки в центре города плохо мощены, разбегаются вопреки карте; под ногами то ямы, то канавы, то камни. Вверх-вниз, вверх-вниз… Фонари не горят. За деревьями по-осеннему зябко шебуршат гопники. На тропинке над оврагом бабка собирает бутылки. Под фонарём дежурит милицейская машина. Продаю идею дорогущих экстремальных туров по вечернему Смоленску!

Ещё одно впечатление – трамваи, крутые на поворотах. Впрочем, о них я рассуждала уже в "теориях".

Что осталось сказать? Выбраться можно поездами (билетов нет) и автобусами для челноков – с площади перед ж/д вокзалом. Я села в очень удобный "Икарус": уходил он в 23.00, и в Москве приходил не на опостылевшую Черкизовскую, а шёл по кольцу всех вокзалов.

Ну и ссылки напоследок:


 
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   







  Трасса

  Днепр

  Крепость

  Успенский кафедральный

  Прочие виды

  Выбраться

  Ссылки















  
© образцовый дизайн. 2004
 
Hosted by uCoz