Автор крепости – Фёдор Савельевич Конь. Крепость охватывает довольно большое пространство, длина её стен, если восстановить утраченные фрагменты – шесть с половиной километров. На сегодня сохранилось лишь три километра и восемнадцать башен (из тридцати восьми). Стена кирпичная, уложена тщательно, впрочем, поговаривают, что аккуратность эта – происки реставраторов, практически переложивших стены заново. Злые языки утверждают, что во всей стене ныне ни одного кирпичика семнадцатого века не сыщешь. Сплошь двадцатый. Стены достаточно широкие и побродить по ним было бы весьма интересно, но поздней осенью день короток, и по свету залезть на стену я не успела, стремясь рассмотреть прочие виды города, а с маломощным ручным карманным фонариком лезть на стену было не с ноги. Вот теперь я – счастливый обладатель настоящего налобного фонарика, и смогу забираться практически куда угодно.
Внутри кольца стен – большинство культурно важных объектов города. Первый из них, мимо которого никто не пройдёт при всём желании, – Успенский кафедральный собор. Тот самый, зелёный, которым мы давеча любовались с моста. Закладывался он ещё Владимиром Мономахом, причём не как кафедральный (нос у Смоленска не дорос тогда до такого храма), а как епископский (конспект жанровой теории средневековой русской архитектуры по Г.К. Вагнеру выложу позднее). В 1150 году собор был освящён. Однако сегодня лесенка примерно в полсотни ступенек ведёт нас не к белокаменному храму XII века, а к типичному барочному творению. Виноваты в этом поляки и Смутное время: 3 июня 1611 года горожане собрались в храме и взорвали его (вместе с собой?), не желая попасть в плен вошедшему в город войску польского короля Сигизмунда III. Во всяком случае, так рассказывают. Новый храм на том же месте возвели лишь к началу XIX века, начав в XVIII столетии. Строили почти сто лет. Получился массивный четырёхгранник с массивными круглыми окнами на фасаде, пятикупольный. Сразу в голову приходит мысль о барокко, но дело в том, что собственно барочных украшений на соборе я не припомню почему-то. Внутри храм светится золотым светом, искусствоведы говорят о трёх видах иконостаса: классическом пятичастном, барочном и украинском. Но я в этом не сильна, увы. Пересказывать их теории вслепую не стану, нечестно. Да и собственно искусствоведческие размышления меня внутри церкви обычно покидают.
Чудный вид на город открывается с площадки за церковью: к реке сбегают по холму церковки и избушки, у самой стены золотятся купола семинарии. Во дворе есть лавочка, где торгуют хлебом и калачами, белыми, пышными, но пресного вкуса. Далее следуют бывшие архиерейские постройки, ныне заселённые обычными смертными, отсюда – грязные дворики, сомнительные похмельные личности с ехидно-недобрым взглядом, грязь, остовы жигулей, герани в окошках, замусоренные песочницы.
Церкви в центре города следуют одна за другой. Запомнилась одна (в честь кого – запамятовала), на улице Советской, там, где она как раз начинает взбираться вверх по холму от Успенского собора. Кремовая, с колокольней и галереей. Теперь в ней какой-то музей – то ли музей природы Смоленщины, то ли что-то ещё в этом роде. Вообще, сразу оговорюсь: в музеи я не попала. Спать надо меньше по утрам.
Так же, к стыду своему, не нашла я памятника Твардовскому и Василию Тёркину: поскольку при карте есть иллюстрированный перечень главных достопримечательностей, адреса их не указаны. Уже дома я выяснила, что мимо памятника я должна была проходить, правда, уже впотьмах.
Кстати, для тех, кто будет искать в Смоленске вписку или общение с неформалоподобными людьми: вечерами они собираются на холме близ крепостной стены. Гитарками бренчат. Я за ними понаблюдала: юные очень, впрочем, какими же им ещё быть, на холме-то?
Смоленск – изящный город при свете дня. Ночью в нём жутковато. Кривые улочки в центре города плохо мощены, разбегаются вопреки карте; под ногами то ямы, то канавы, то камни. Вверх-вниз, вверх-вниз… Фонари не горят. За деревьями по-осеннему зябко шебуршат гопники. На тропинке над оврагом бабка собирает бутылки. Под фонарём дежурит милицейская машина. Продаю идею дорогущих экстремальных туров по вечернему Смоленску!
Ещё одно впечатление – трамваи, крутые на поворотах. Впрочем, о них я рассуждала уже в "теориях".
Что осталось сказать? Выбраться можно поездами (билетов нет) и автобусами для челноков – с площади перед ж/д вокзалом. Я села в очень удобный "Икарус": уходил он в 23.00, и в Москве приходил не на опостылевшую Черкизовскую, а шёл по кольцу всех вокзалов.
Ну и ссылки напоследок: