новоститеориигорода и весипоговорим?!ссылки 

ПЕТРОЗАВОДСК. МУЗЕЙ. КОЛЛЕКЦИЯ СЕВЕРНОЙ ИКОНОПИСИ

В Петрозаводске есть превосходный музей. На первом этаже в нём чудная выставка, посвящённая иллюстрациям к "Калевале", а на втором – постоянная экспозиция.

Особого внимания заслуживает хранящаяся в нём коллекция северной иконописи. Удивительная это вещь! Первой в глаза бросается "неиконописность" пропорций человеческих фигур. В самых ранних – XV века – иконах пропорции тела просто ближе к естественным, не столь вытянутые, как обычно в иконописи. Скажем так, они близки по своим пропорциям к изображениям в питерском Спасе На Крови. К концу 16 века пропорции становятся почти карикатурными, сжатыми по вертикали, будто при взгляде снизу вверх – единственно возможном, в общем-то.
Деисусный чин из Медвежьегорского района 16 века особенно странен. Огромный лик Христа и крохотные тулова, короткие ручки и ножки.
Правда, лики северяне прописывают особо тщательно и как-то бережно… Черты лица нежные, утончённые. А глаза – написанные точками, и небольшими – кажутся широко распахнутыми. Особо тонок лик Христа с иконы "Сошествия во Ад" (2-я половина 16 века, Заонежье). Интересно, что на той же иконе Соломон и Даниил одеты в шапки – княжеские, как обычно у Бориса и Глеба. Мечей, правда, нет, и у Соломона есть свиток. Но поначалу меня оторопь взяла.

Вернёмся к пропорциям: очень забавны коротенькие, почти увечные, ножки Св. Георгия с иконы "Чудо Св. Георгия о змие" (середина 16 века, дер. Кукасово Пудожского района)… А лицо святого какое-то усталое и пожилое.

Сделаем шаг назад и пойдём заново.
"Илья Пророк в пустыне" (д. Пяльма Пудожского р-на, к. 15 – нач. 16 века): сюжет передан обычно… Есть Илья, есть вран, есть пустыня, изображённая лествичными горками, поросшими мхом… вот эти мшистые скалы – а цвет мха, именно того, что покрывает крупные карельские камни, выбран весьма точно – меня тронул особенно. И лицо Илии мягкое, очень мягкое.

Неимоверно красив Власий (тот же период, д. Мегрега Олонецкого района).
Власия и Лавра любят – есть икона, не записала, к сожалению, её происхождение и датировку, где на переднем плане (пользуясь терминами светской живописи) характерные северные коровки1
Увидала наконец-то Николая Можайского с мечом – доселе встречалась с ним лишь в том изводе, где он держит книгу, а не меч и град. Стоит ли уточнять, что меч и град вдохновили меня больше?
Удивило совмещение Сошествия во ад с деисусным чином (икона 18 века из Медвежьегорского р-на) – на узкой доске. Видимо, поэтому сцены ада, демонов, тянущих руки грешников не было. Сошествие помещалось в центре, а чин – по сторонам. Оттуда же, и с того же времени ещё одно непривычное для меня сочетание: Спаса Нерукотворного (с миндалевидным ожогом от свечи на губе) с Праздниками и Чудом Архангела Михаила.
А у святого Николая (оттуда же, тогда же) нарисованы реснички! = )

И у выхода из этих залов (входа?) яркостью своей обращает внимание леденечно-нарядная икона "Архангел Михаил грозных сил воевода" (Кондопожский р-н, 1857).
Ярко-синее небо с золотыми звёздами – фон, розовый град за спиной у поверженного двуликого сатаны, седовато-зелёная кожа того же персонажа, алый конь под Архангелом, ярко-синие и зелёные одежды его же. Архангел в круге, на крылатом коне, с трубой и кадилом, Евангелием и копьём. Копьё уязвляет сатану в уста – лица, которое на голове (а второе в паху). Кадило и Евангелие соединены радугой.
В верхнем левом углу – Христос с чашей и солнце, в верхнем правом – луна с полумесяцем. Кажется, набор символов ясен?
Мне неясным осталось только лицо (охристое), выглядывающее из-под арки розового города, в котором гибнет уязвляемый враг человеческий…


1 Красные, широкобёдрые, с круто изогнутыми рогами…

 
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   







  Я поведу тебя в музей...

  Пропорции!

  Илия

  Власий. Совмещённые сюжеты

  Леденцовая икона


  поговорить
















  
© образцовый дизайн. 2004
 
Hosted by uCoz