новоститеориигорода и весипоговорим?!ссылки 

Три кружевных храма

Белокаменные резные храмы – моя большая любовь.

Их немного – я знаю три: Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Церковь Покрова на Нерли была возведена летом 1165 года – не то в ознаменование победы над волжскими булгарами, не то в печалование о гибели сына Андрея Боголюбского – Изяслава1. Первая версия встречается чаще, к тому же Изяслав умер позже, чем был построен храм. Г.К. Вагнер описывает Покрова на Нерли как "четырёхстолпный одноглавый придворно-княжеский храм2". Заметим ещё, что нынешняя глава – луковичная – устроена лишь в XVII веке – оригинальная была похожа на главы Успенского собора во Владимире, т.е. была полусферической формы.

Дмитриевский собор – главный княжеский храм Всеволода III (Большое Гнездо) – выстроен на тридцать лет позже: в 1194-1197 годах. Одноглавый, четырёхстолпный, тянущийся ввысь храм, не всегда, как и Покрова, был таким лаконичным. Вокруг него тоже были башни и галереи, лестничные башни со входами на хоры. Но в XIX веке храм вздумали реставрировать. Ну и отреставрировали – ох уж эта самоуверенность насквозь позитивного века!

Георгиевский собор из Юрьева-Польского (Польской – от слово "поле3", поляки к этому городу не имеют ни малейшего отношения) – последний белокаменный храм владимирско-суздальской архитектуры, поднятый до монголо-татар (в 1230-1234 гг.). Нам известен не только заказчик (князь Святослав Всеволодович4), но и главный мастер – Бакун. В XV веке собор обрушился, в 1471 году его восстановили – артелью под начальством москвича Василия Дмитриевича Ермолина5. Ермолин собирал храм фактически заново – из обособившихся блоков густо покрытого замысловатой резьбой камня. Он проделал титаническую работу – семантика образов и знаков изменилась, и ему было сложно восстановить первоначальный замысел, составить блоки так, как им должно было быть от рождения. Тем самым он задал работы многим поколениям искусствоведов, которые ныне пытаются восстановить, что где должно было быть, и что это должно было значить. И что могла значить перестановка блоков – быть может, неспроста некоторые фрагменты Ермолин местами поменял? "Высотные пропорции снижены" – пеняет ему Вагнер; "...узорочье, замечательное по своей изощрённости и мастерству, стушёвывает членения стены, приобретает самостоятельное значение, утверждает победу декоративного начала над архитектурным. А это нарушает художественное единство памятника" – кривится Л.Д. Любимов6. Ну право же, зануды эти искусствоведы! Да, храм широк, приземист, плотного телосложения. Но ведь ничто не мешает ему парить – а имеющий глаза увидит, что он парит над землёй, мягко раздвигает куполами небо и заглядывает туда, откуда герой сказки Писахова месяц стащил.

 

Итак, все три храма – четырёхстолпные, в основе их простая форма – кубик. Все три относятся ко времени становления северо-восточной Руси, Владимирского княжества как старшего и окончательно отстранения его от Руси Киевской. Все три покрыты замысловатой резьбой. Вот о ней – поподробнее.

Первые два храма, Нерли и Дмитриевский, определены выше как княжеские – то есть построенные для пользования княжеской семьи и, следовательно, для укрепления её престижа, как символы власти именно этого князя, владельца этой церкви. Не нужно долго думать, чтобы понять, что символика власти займёт достойное место среди сюжетов резьбы.

И действительно. Южный фасад, через двери которого князь попадал в Дмитриевский храм, украшен Соломоном, восседающим на троне со львами, западный – царём Давидом. Смысл подобных изображений ясен любому мало-мальски знакомому со Священной историей человеку: Соломон – мудрый правитель, Давид-псалмопевец – правитель благословенный, богоугодный. Покрова несомненно посвящены Давиду-псалмопевцу – учтите религиозную страстность Боголюбского. Причём символика Давида в резьбе Нерли совмещена с символикой Христа во славе – из-за этого искусствоведы долго считали рельеф Давида изображением Христа. Если учесть, что Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода III, долгое время был ему "в отца место", т.е. старшим в роде, то логично появление Соломона на Дмитриевском храме – Соломон ведь сын Давида...

А вот в резьбе Георгиевского собора изображения Давида и Соломона не занимают столько места. Зато на нём (логично!) имеется изображение Георгия-победоносца и прочих святых-воинов: Фёдора Стратилата, Дмитрия Солунского, Пантелеймона (не воин, но покровитель воинов). Есть портрет Святослава Всеволодовича (как на Дмитриевском – Всеволода III с младшим сыном на коленях7). А вот Бориса и Глеба на Георгиевском, кажется, нет. В отличие от того же Дмитриевского, на котором Борис и Глеб представлены с портретным сходством (по мнению Вагнера), с символами мученичества в руках – и в непосредственном соседстве с Давидом, Соломоном и Всеволодом = )).

Знаете, чем ещё удивителен Дмитриевский собор? Эклектичностью сюжетов. Давайте считать: ветхозаветные сюжеты (Давид и Соломон) – раз, новозаветные (апостолы8) – два, житийные (Георгий Каппадокийский) – три, новопрославленные русские сюжеты (Борис и Глеб) – четыре. Геракл и Александр Македонский – пять, шесть! Ну первые четыре в соседстве – это не эклектика, это норма. Всё это – православие. Но уж Геракл и его подвиги, а также вознесение Александра Македонского на небо (фантастический сюжет из романа Псевдо-Калисфена vs двусторонняя рязанская икона) рядом с ними? Ну ни в какие ворота, казалось бы! Ан нет, в те же бронзовые ворота, что в Пушкинском музее Москвы в зале готической скульптуры выставлены, полезет! Как миленькие, полезут! Упомянутые ворота немецкие (подробностей – место, автор – не помню), датируются 12 веком. На них та же мешанина заветных и откровенно языческих сюжетов и звериных масок. Дело-то простое: ну "не тот" сюжет, зато символизирует что надо: возносящийся Македонский – силу царской9 власти, Геракл – Христа. Когда сознание цельно, когда дух не расколот, нет нужды, видно, бояться мешанины стилей и сюжетов. Вот когда разнородные сюжеты для контраста рядом ставят – начинается постмодернизЬм. Тьфу! Тогда-то и опасно играть стилями – поиграешь, да не в ту компанию и попадёшь ненароком...

Когда дух цел, звериные маски никогда не виданных на Владимирщине львов – не язычество и не пустая игра, а символ царской власти. Как и барсы, грифоны, кентавры, драконы и прочая любимая мною чудо-живность.

Пойдём по порядку. Царь зверей – лев, поприветствуем! Левъ есть црь всех четвероножных. Зверь поистине чудный: во-первых, спит с открытыми глазами, хвостом себя обвивает кольцом, издали чует приближающегося охотника (а следовательно – следите за логикой! – обозначает бессмертный божественный дух Христа), оживляет мёртвых львят своим дыханием (львица рождает львят мёртвыми, но на третий день приходит лев-отец и своим дыханием их оживляет – разумеется, это символ воскрешения Христа Богом-отцом, Крещения и Святого Духа). Свои следы лев заметает хвостом – и потому обозначает человека, втайне творящего милостыню. А с другой стороны – лев есть зверь, а потому может обозначать дьявола, похищающего человеческие души10, тем более, что лев непременно пожирает всех зверей, переступивших границу его владений – даже если поймать не успеет = ))).

Львов на трёх резных церквях много – и выступают тут они и в "божеских", и в "дьявольских" значениях. Львы в основании трона царя Соломона – безусловно, добрый знак. У трона царя Давида на Дмитриевском соборе львы переплелись шеями (ну чем не жирафы, а Обр? = )) – и это символ государственной власти. На щите св. Георгия с посвящённого ему Юрьев-Польского собора – тоже лев. Но львы в соседстве с женскими масками на Покровах – возможно, что злы, и призваны противопоставлять злое начало доброму. Львы в пятах Покровов – дьявольская сила, не допущенная с небес на землю и придавленная храмом. Западный фасад Дмитриевского собора вообще богат зооморфным декором. Это основной вход в храм. Изнутри на тех же стенах изображаются, как правило, сцены страшного суда. И вот звери – демонические существа – облепили стену у дверей храма – как комары сетку в окне. Им нет туда входа. Это как история с московским юродивым, который плевал на наружные стены церкви – так как видел приникших к ним, жаждущих проникнуть внутрь, но не способных это сделать, чертей.

Пункт два – кентавры, китоврасы. Кентавр Дмитриевского собора держит в руках меч – увы, снимок моего воплощённого в камне родственника мне не удался! Кентавр Георгиевского носит кафтан и шапочку = ))). Где ещё вы увидите такое чудо? Поди, больше нигде в мире такого не сыщете!

Грифоны и птицы – так и хочется сказать Сирин и Алконост. Грифоны – птице-львы – символизируют, естественно, княжескую власть. Ещё бы! Еллины ведь баснословят, что грифон таскал по воздуху Александра Македонского!11 На Дмитриевском соборе птицы переплетаются шеями, образуя сложный орнамент. Юго-восточный угол Георгиевского обсели сирины – плотно, как кур на шестке (ну преувеличиваю, естественно) их посадил уже Ермолин в 1471 году, что свидетельствует, как трудно ему было понять смыслы 250-летней давности. Пришлось подойти формально...

И всё это богатство – львы, сирины, святые, воины, князья – на стенах трёх соборов, нарядных, узорчатых – глаз не отвести. Бывает такое ощущение радости – от осязания глазом. Можно не знать, что думали о львах в средневековье, можно не отличить резного Всеволода от резного Давида, можно два часа разыскивать Бориса и Глеба, да так и не найти их – но глаз радуется, ощупывая, оглаживая всё это резное богатство. Цвет не примешивается сюда, и придаёт особой выразительности этим угловатым и декоративным рельефам.

 

Осталось последнее: как добраться?

Сложнее всего – до Юрьева-Польского. Проще – до Дмитриевского собора во Владимире. Путь к Покровам на Нерли подробно описан тут. Разглядывание Нерли и Дмитриевского вполне можно объединить. В пару дней уложитесь = ))

В Юрьев-Польской лучше всего ехать из Владимира – так у вас будет шанс ещё раз беглым, но любовным взглядом осмотреть Дмитриевский собор, приласкать заодно Успенский – прекрасный, просто не вписывающийся в тему этого опуса! Автобусы в город меж полей идут часто: в 10.15, 12.30, 14.20 (раб.), 16.05, 17.40, 19.10 (воскресенье), 20.05 (воскресенье), 20.20 (пн, пт, вых). Время в пути – около часу. Ещё туда можно приехать поездом из Москвы или из Иваново. Или автобусом из Александрова.

Помимо Георгиевского собора там можно посмотреть Михаило-Архангельский монастырь, обнесённый земляным валом. Монастырь недействующий, в нём музей. Даже если вы попадёте туда (как я) в выходной, то сам монастырь прекрасно видно с валов. Питалась я там в забегаловке прямо напротив памятника Юрию Долгорукому (а отчего бы иначе городу Юрьевым именоваться, не будь он Юрием основан?). Уложилась рублей в 30-40 (8 марта 2004 года)... Стоп не пробовала: Восьмого марта, сами понимаете, мёртвая трасса.

Дмитриевский собор ищется легко: приезжаете во Владимир, поднимаетесь от вокзала в гору, можно по деревянной лесенке, наискосок пересекающей склон холма, на котором стоит Богородице-Рождественский монастырь. Тогда вы выйдете прямо к смотровой площадке около собора.

P.S. Большое спасибо всем терпеливым читателям, дочитавшим сей опус до конца! С поклоном, В.


1 Изяслав Андреевич, из рода Владимиро-Суздальских князей, сын князя Андрея Юрьевича Боголюбского. В 1159 году участвовал в борьбе Святославичей и Мономашичей, по повелению отца стоял во главе владимирских и муромских полков. Под 1160 годом Никоновская летопись сообщает, что Изяслав возглавлял поход ростовских, суздальских, рязанских, пронских и муромских полков на половцев. Русское войско зашло далеко за Дон, встретило половцев и в кровопролитной битве победило их. Половцы бежали с поля боя, но и потери русских были огромны. В 1164 году Андрей Боголюбский с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием удачно воевал с камскими болгарами, перебил у них много народу, взял знамена, едва с малою дружиною успел убежать князь болгарский в Великий город; после этой победы Андрей взял болгарский город Бряхимов и сжег три другие города. 28 октября 1165 года Изяслав умер и похоронен в церкви святой Богородицы во Владимире Залесском. (по материалам сайта www.hrono.ru). [Читать дальше]

2 Старые русские города. Справочник-путеводитель: серия "Памятники искусства Советского Союза", М., Искусство; Лейпциг, Эдицион. 1984 г. С. 358. Илл. №№ 22-28. [Читать дальше]

3 Поля вокруг этого города действительно широки и безбрежны. Называется это – Ополье. И земли там необычные – Юрьевский чернозём, называют их почвоведы. Вообще, запад (северо-запад) Владимирской области резко отличается от юга. Едешь к Юрьеву или Суздалю – поля вокруг, направляешься в Судогду и Муром – леса, леса, леса... Густые – муромские = )). [Читать дальше]

4 Сын Всеволода Большое Гнездо. Как у всех Рюриковичей, у Всеволода было много сыновей. Известны трое – старший, ослушник Константин, лишённый умирающим отцом старшинства за желание сделать старшим, стольным, городом не Владимир, а древний Ростов, и двое младших – Юрий и Ярослав, отец Александра Невского. Константин сразу по смерти отца ввязался в которы с Юрием, на помощь которому пришёл Ярослав. Константин вскоре умер, Юрий получил старшинство, строил множество городов, расширял свои владения на восток. Если Святослав действительно один из его младших братьев, то следует признать, что Юрий умел быть "в отца место" и заставить младших следовать своей воле, преследовать его цели. Юрий погиб в битве при реке Сити (1238 год, битва с монголо-татарами из-за половцев). Ярослав был первым из князей, кто бросил киевское княжение ради владимирского – знак перемены престижа! К тому времени он уже родил сына Александра – спасибо ему! [Читать дальше]

5 Известен как автор трапезной в Троице-Сергиевом монастыре. Как полагают, трапезная Ермолина предвосхитила будущую архитектуру и могла послужить образцом для Грановитой палаты в Кремле. Обновил надвратную церковь Золотых ворот во Владимире. Из 26 известных каменных сооружений, созданных на Руси с 1450 по 1475 гг., 11 связаны с именем Василия Ермолина. Изваял первую каменную скульптуру – святого великого мученика Георгия, поставленного на Фроловских воротах Кремля. [Читать дальше]

6 Л.Д. Любимов. Искусство Древней Руси. М., Издательство АСТ. 2004 г. С. 116. [Читать дальше]

7 Интересно, каким? Не тем же ли Святославом? Поразительно, что достаточно интимная сцена вынесена на фасад собора... Видимо, семейная добродетель ценилась-таки тогда наравне с воинской и доблестью правителя. [Читать дальше]

8 А Георгиевский собор богато украшен резьбой на сюжеты жизни Богородицы и изображениями Спаса Нерукотворного. [Читать дальше]

9 Вот откуда ноги растут у самодержавной концепции Ивана Грозного! [Читать дальше]

10 О.В. Белова. Славянский бестиарий. М., Индрик, 2001. С. 159-162. [Читать дальше]

11 О.В. Белова. Указ. соч. С. 93. [Читать дальше]

 
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   







  Историческая справка

  Властная символика

  Воины-ратники

  Перепутаница?

  Чудо-звери


  Как добраться?

  П.С.












  
© образцовый дизайн. 2004
 
Hosted by uCoz