Утром, разумеется, я проспала. На трассе была в 12, в Калуге в 15 с копейками.
Сначала застопилась легковушка – молодой человек с цветами и тортом ехал искать свою девушку. Она уехала к бабушке, чего-то у них произошло, а теперь он ехал её искать, весьма смутно представляя, где живёт бабушка.
Ну, дай бог ему счастья!
Потом была брянского разлива "Газель" с любознательным водителем, которому я рассказывала об истории Серпуховского княжества, а он в ответ рассказал мне занятную байку о том, как у него на родине, в Воронежской губернии, некий директор школы ограбил древнее городище.
В Воронежской губернии, Лискинском уезде, есть некое село Духово(е). Стоит она, по его словам, у слияния двух рек – только каких, я не записала, а потом совершенно преступно позабыла. Только вот на карте село Духовое расположено у петли Дона, верстах этак в двадцати, если на глаз прикинуть, по просёлочной дороге от трассы М-4.
И вот якобы на этом месте, там, где реки якобы сливаются (т.е Днепр петляет), образуя угол и отгораживая уютное местечко, закрытое от людей водой, были найдены богатые захоронения – мой собеседник уверял, что это место битвы Игоря ("Слово о пълку Игоревом") с половцами. Почему? Потому что, видимо, он только о "Слове" и знает.
Мол, директор местной школы, будучи человеком грамотным, внимательно прочитал "Слово", всё понял, взял лопату и пошёл на этом клочке копать. И выкопал – бронзовое седло с камушками, перстни из злата и сребра, меч двадцати пяти килограммов, которым он якобы постучал по камню, чтобы стряхнуть землю, а меч, разумеется, развалился на осколки (так, спокойно, воды в студию! Воды!). Плюс нашёл там кучу костей человеческих и конских (причём бедренная кость человека – от земли и до крупа коня высотой), ржавые доспехи, кольца и стрелы, висюльки и побрякушки – бессчётно, клеть рубленая, в которой сидя похоронена женщина с младенцем. "Значит, это не русская была женщина, – глубокомысленно заключает мой драйвер, – значит, эта – монголка, что ли? Кто там так хоронил? Эти, мордва, да?".
"Вот, битва там была, и после неё всё осталось".
Моё объяснение, что поля битв убирались тщательно, если ничто не помешает (как чума в Золотарёвке Пензенской области), что там ни колечка с кольчуги, ни острия стрелы не оставалось, драйвер мой выслушал, скорчив скептическую мину. Мол, да, да, конечно, но нашли-то около Духового место битвы князя Игоря, ему ли не знать, да и чего там, поверит ли он, чтобы кто-то по полю ползал, тщательно всё собирая и погребая покойных… Ага, нашли дурака.
Далее, как рассказывал драйвер, всё было просто: директор не будь дурак, порылся там две ночи, спёр седло, золотом изукрашенное, пару колечек да и исчез на пару недель. Вернулся на джипе.
Я говорю: но ведь дело-то подсудное! Есть ведь закон об охране исторических памятников, теоретически можно навалять ему по первое число. Археологи-то там были? Или он действительно открыл все эти богатства сам? Потому что если сам нашёл, то вроде как и памятника не существует, так – нашёл и нашёл. А если раскопки уже зарегистрированы, то подлежат охране государства.
– Да нет, были, были, они и откопали (вот и пойми!), они нашли, студентов привезли, а потом исчезли, бросили всё. Им церковь запретила. То ли Папа Римский, то ли этот, как его, епископ?
– Патриарх?
– Во, да, патриарх – он же в монастыре главный, там рядом монастырь есть…
– Кому запретили? Археологам? Они откуда были?
– Ну, в Воронеже есть ведь университет, они оттуда приезжали.
– И что, им церковь запретила?
– Да, указ выпустила, чтобы не копали. Ну они собрались и уехали. А этот ночью взял лопату, мешок, пошёл, накопал и всё. А меча осколки выкинул, потом людям рассказывал в селе – двадцать пять кило! Это ж какие люди были, а? Какого росту! Какой силы! Это ж надо – там же и кольчуги эти по семьдесят кило каждая, да на себя это всё, да щит, и меч 25 кило! Вот, этим ещё и драться. И бедренные кости, сказывал, ростом до крупа коня! Представляешь, как с пятнадцатого века (sic!) люди измельчали!
– А женщина с ребёнком похороненная тоже большая?
– Не, женщина маленькая, как ты примерно. Небольшая, да она там усохла, поди, она там это, как это… мумифицировалась.
– И что же, он вот это не скрывает, что городище ограбил?
– Да не, хвастал на селе, рассказывал. Да там и деревня-то невелика, и тесть у него мент, от кого скрываться?
– А вот монастырь, который раскопки запретил, знает?
– Знают, присылали ему сказать, что проклянут, да он не боится, он материалист. Говорит, там кучу всего прямо так бросил, всего, что сохранилось похуже. Как он только это продать смог? Кому? Вот вопрос! Это ж с ума сойти – за два колечка, что ли, и джип!
Вот такая несуразица, в которой что-то да есть, наверное… Во всяком случае, Воронежская земля так и напичкана, как я понимаю, древностями – половецкими, хазарскими, русскими. Вот немного севернее Духового, например, есть село (и крупное, судя по карте) Нижний Икорец, там "удалось обнаружить четыре захоронения ямно-срубной культуры, которые относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. А с помощью учителя истории местной школы Александра Беззубцева было установлено местонахождение Икорецкой судоверфи, где зарождался в петровские времена российский флот". (Вот видимо, про этого учителя и ходят такие слухи у местных, тем более, что Духовое, вопреки словам моего информатора, на село не похоже – ни дорог к нему толком, и помечено оно на двухкилометровке так, точечкой). Компромат-фольклор.
Вот такие душераздирающие истории рассказывают временами драйверы… А вы говорите – к чёрту автостоп!
Вопрос на усвоение материала:
На каком месте водительского рассказа мне захотелось вскрикнуть и схватить злого директора за руку? = )))
Любознательным на заметку: О реальном месте битвы полков князя Игоря с половцами в 1185 году на реке Каяла (Чир)