Из Москвы в Кострому идёт только один поезд: 148 фирменный, отправлением в 22.19. Впрочем, есть ещё № 44, Москва-Владивосток, и уходит и приходит куда удобнее – в 00.35 и в 07.35, соответственно. Зато 148, распахивающий двери на костромской перрон в 05.00, замечательно тёплый и чистый. Первое обстоятельство было очень кстати: начало октября, отопление в квартире ещё не включили, спать приходится в двух свитерах, а по утрам зубы выбивают дробь…
В общем, хотите погреться – езжайте в Кострому сто сорок восьмым фирменным. МПС, прошу гонорар за рекламную акцию!
Вокзал в Костроме новый, очень чистый и просторный, буфет круглосуточный, кошка (кот?) на нём живёт – серый, почти стального цвета шкурка, смелый и нагло-ласковый. Он выбирает себе жертву среди скучающих в зале ожидания, а потом – прыг на колени! – и тут же засыпает и мурлыкает. Будете в Костроме – почешите его от меня за ушком!
В город я выбралась около семи утра. Помню луну среди ярко-жёлтых клёнов, собаку и мою скакалку. Ещё какие-то дядьки выпивали в парке под мостом. Но это я зря туда пошла – увидев дядек, я поняла свою ошибку и нашла верное направление. Спасибо карте, которая, кстати, продаётся на вокзале в киоске рядом с буфетом. Только у карты один недостаток: она не снабжена списком достопримечательностей и иных важных объектов, как это принято делать. В результате можно долго гадать, уставившись на значок "музей" на той или иной улице: что там? Стоит ли туда идти? Быть может, там музей заборокрасильщика Кузякина, а может, музей Кракомамонтов! Приходится ходить почти наугад. Уважаемые редакторы костромской карты, слышите? Внемлите мой печальный глас!
Найдя свою дорогу, я долго шла. Улицы были холодны, пусты и унылы. Только дворники шваркали сердито мётлами по асфальту. Я ещё надеялась купить тёплую (горячую?!) костромскую булочку – в открывшемся хлебном киоске. Но в киоске была только заспанная тётенька. Тётенек я никогда не покупала, да и не нужны они мне, пришлось заробеть. И тут подошёл автобус (жаль, трамваев в Костроме нет!) – и тут я как прыгну в него! И мы понеслись!
Прямо до конечной – т.е. до Сусанинской площади, где в тумане печально сидит Михаил Романов.
Вот отсюда любознательному туристу и имеет смысл начинать хождения.
Объект номер один – торговый двор. Когда он пуст, можно насладиться рядами параллельных колонн под навесами павильонов и красивой церковью. Ближе к полудню на ступеньках двора, с внешней стороны, смотрящей на несимпатичный памятник Ивану Сусанину, располагаются дядьки с книжками, значками и разговорами. Книжки и значки они продают, беседы беседуют бесплатно. Как всегда, я пофанатела со значочником, перещупала все стоившие прикосновения моей чудной руки книжки. Хотела было купить Гофмана в серии "Литературные памятники", да денег не хватало. Я ещё много чего хотела купить, но сейчас не помню.
Да, торговые ряды ценны тем, что в них можно поесть. В стене аккурат напротив Романова есть вход в "Русское бистро", работающее круглосуточно, но закрытое с 8 до 9 утра. В 12 рядом с ним открывается более элегантное, но, видимо, и более дорогое кафе "Фаэтон". В нём вкусно кормят – и сытно, я даже объелась! И дёшево, по московским меркам, разумеется. Цен на еду в "бистро" я не знаю.
Объект номер два – река Волга. Издалека-долго. Даже не сама Волга, а то, как она видится в начале восьмого холодным осенним утром: туман над обрывом. Но мы-то знаем, что Волга – там, там она, родимая. Вдоль набережной тянется колея железной дороги – когда и зачем она была там проложена, я не знаю. Быть может, она прокладывалась для того, чтобы подвозить грузы к речному пароходству? Причал, кстати, в Костроме невелик… Если подниматься к парку от пристани, увидите беседку Островского. Впрочем, она ничем не отличается от беседок, украшающих набережную в Ярославле.
В парке над рекой – Ленин, попирающий ногами часовню, возведённую к 300-летию дома Романовых. Сусанин на одноимённой площади, кстати, тоже на огромном постаменте. Только бетонном, а не гранитном. Терпеть не могу памятники, кроме Медного всадника!
Объект номер три – здание бывшего дворянского собрания. Замечательная литая кружевом лестница из чугуна с золочёными масками – модерн модерном, а поди ж ты! – сороковые годы девятнадцатого века! Очень изящное белое здание с розетками по стенам, в Белом зале танцуют ирландские танцы. В прочих комнатах – висят изделия местных художников. Очень ковры хороши! (Или это тяга моя к домашнему уюту работает?). Находится он на улице Мира, по соседству с художественным музеем (здание в "русском стиле", начало 20 века) и театром – имени А.Н. Островского, разумеется. И бюст упомянутого драматурга перед театром есть, а как же? Художественный музей… Сейчас не вспоминается ничем, кроме пролома в полу и неласковой билетёрши… Впрочем, вру. Знакомьтесь, Ефим Честняков – местная гордость. Жил человек в деревне, рисовал сельских ребятишек, мечтал о рае на земле, рисовал детям сказки и их в сказке….Чем-то близко т.н. наивному искусству, колорит там такой интересный – гобеленовый… Надеюсь, читающим это хоть немного понятно, о чём я? Я не шибко владею искусством описания памятников.
Но главная достопримечательность Костромы – Ипатьевский монастырь, в котором в тяжкую годину польской оккупации и Смутного времени прятался 16-летний Михаил Романов и матушка его, инокиня Марфа, добрая старушка. Стоит он при стрелке Костромы и Волги. Попасть туда можно только по одному мост через Волгу. Сам монастырь разделён сегодня напополам: одна часть отдана церкви, там действующий мужской монастырь, другая часть – музей. Очень красиво внутри ограды монастыря. Экспозиция посвящена – как нетрудно догадаться – династии Романовых и Смутному времени. Я бы не сказала, что экспозиция очень представительная и информативная. Смотрительницы небеспристрастны, вздыхают и охают, навязываются с эмоциями, а по сути прокомментировать ничего не могут. Очень долго рассматривала родословные древа Романовых и Рюриковичей. У последних – древо мощное, ветвистое, раскидистое. У Романовых похоже на подпиленный, чтобы балконы не ломал, городской тополь: отошла ветка – и кончилась. Ещё ветка отошла в сторону, дала побег – и кончилась. Что бы ни приходилось читать и слышать о вырождении рода Рюриковичей, на взгляд их древо производит куда более приятное и радующее впечатление. Не знаю, я не очень люблю Романовых. Всё, теперь КулыбинЪ меня убьёт. Если поймает.
Перейдём, дабы избежать убийства с особой жестокостью, к нейтральным темам. Например, к мосту через Волгу. Длина его – что-то около полутора километров (если не больше). Идти по нему в холодный день довольно холодно. Он высокий – даже голова кружится. Но гораздо лучше он смотрится со стороны, а не с него самого, в отличие от питерских мостов или же рыбинского моста через Волгу.
Рядом с мостом, на левом берегу Волги, находится Церковь воскресения на Дебре. Кирпичный храм 18 века, исключительно изящный. На воротах – медальоны из белого камня с резным мифологическим зверьём. Предмет моей влюблённости. Разумеется, я сфотографировала эти медальоны, снимки демонстрируются лично явившимся на чай с пирогом. Церковь примечательна длинной галереей, в которой служитель предупредительно зажёг для меня свет, чтобы я могла рассмотреть фрески (19 век, преобладание сине-зелёных тонов). Спасибо ему! Внутри церкви белёные стены, бабушки, служба…
Но галерея церкви на Дебре не идёт в сравнение с галереей Богоявленского собора в Богоявленском же женском монастыре (идти к нему от каланчи на площади по улице Симановского). Монастырь посвящён иконе Смоленской богоматери. На самом деле, сама икона являет собой тип Владимирской богоматери – точь-в-точь. Архитектурно Богоявленский собор очень интересен. Он строился в несколько этапов, и потому, видимо, получился сложной планировки – как снаружи, так и внутри. Попадаешь в него, пройдя с улицы по длинной и широкой крытой галерее с лестницами и полом на разных уровнях. Храм красив изнутри, меня поразило удивительно красивое даже для православных соборов женское пение.
Полезная ссылка: